Учебный процесс в организациях ТиПО по дистанционной образовательной технологии (ДОТ) осуществляться по следующей схеме:
Подготовка учебно-методических материалов + Проведение онлайн занятия + Самостоятельная работа студентов в офлайн режиме + Контроль успеваемости обучающихся.
- Подготовка учебно-методических материалов
Учебно-методический материал состоит из теоретической и практической части.
Теоретическая часть может включает в себя:
- конспект лекций;
- презентации;
- учебное пособие;
- электронный учебник, видеоурок;
- дополнительные источники информации и т.п.
Практическая часть может включает в себя:
- задания;
- упражнения (тренинги);
- рефераты и т.п.
- Онлайн занятия (вебинары)
Онлайн занятия – это неотъемлемая составляющая образовательного процесса особенно в условиях, когда проведение очных занятий не представляется возможным. Технологии такого рода позволяют создать единую открытую образовательную среду и могут выполнять одновременно три функции: обучающую (содержание самого занятия), консультационную (режим чата) и контролирующую (режим опроса).
Онлайн занятия обладают рядом неоспоримых преимуществ перед другими формами занятий:
- преподаватель может использовать различные средства обучения: презентации, видеоуроки, интерактивные плакаты, веб-сайты и многое другое;
- сохраняется возможность живого общения между преподавателем и студентами;
- преподаватель может вести онлайн занятие из любого удобного для него места, а студенты «присутствовать» на нем в полном составе группы;
- преподаватель имеет доступ к записи онлайн занятия, которую может просматривать и пересматривать в удобное время и анализировать его с целью усовершенствования процесса преподавания таким способом. Студенты, которые пропустили занятия, могут ознакомиться с записью онлайн занятия в архиве образовательной платформы.
Онлайн занятия проводятся по утвержденному расписанию занятий с помощью онлайн ресурса (например, ZOOM, Скайп и др.). Для участия в онлайн занятиях обучающийся должен иметь компьютер, ноутбук, планшет или смартфон с камерой и микрофоном. Желательно использовать ноутбук. В смартфоне должен быть подключен Интернет и установлена программа WhatsApp.
Для проведения занятий необходимо предварительно создать в WhatsApp группу отдельно по каждой дисциплине/модулю для студентов. Группы нужны для проведения чатов и обмена информацией с преподавателем.
Приглашения на онлайн занятия в системе ZOOM, с указанием времени проведения, студенты получают через свой личный кабинет в системе электронных журналов «SOVA». Приглашения содержат в себе ссылку на онлайн занятия.
При проведении занятий на экране демонстрируются слайды презентации, видеоуроки и другие учебные материалы, а преподаватель озвучивает свои комментарии к ним. Обучающиеся все это видят и слышат на экране своего устройства.
Порядок проведения онлайн занятия:
1 шаг. Составление план онлайн занятия.
План обучения должен быть построен таким образом, чтобы студенты в конце занятия получили определенные навыки. Мотивировать студентов на переход к следующему занятию можно при помощи домашнего задания.
2 шаг. Техническая организация онлайн занятия.
Нужно выбрать площадку, на которой будет проводиться само мероприятие. Студентам должно быть удобно регистрироваться и участвовать на онлайн занятии.
3 шаг. Подготовка внешнего вида.
При подготовке внешнего вида учтите две рекомендации:
- веб-камера лучше передает монотонные расцветки. Избегайте узоров в мелкую полоску или клетку, они могут рябить;
- как правило, в кадр попадает только лицо и плечи выступающего.
Лучше всего подойдет деловой костюм без лишних деталей, аккуратная прическа. Остальные части гардероба менее важны.
4 шаг. Подготовка учебного материала для онлайн занятия.
При подготовке презентации для онлайн занятия учтите следующие особенности:
- старайтесь избегать мелкого текста на слайдах (не используйте шрифты меньше 16);
- не задерживайтесь на одном статичном слайде более двух-трех минут;
- смело используйте анимацию, чтобы оживить презентацию;
- нарисуйте или подчеркните что-то на слайде, это удобно и наглядно;
- на презентациях для вебинара допускается большее количество текста, чем на презентациях для «живых» выступлений: участники вебинара находятся ближе к изображению и уделяют ему больше внимания;
- старайтесь визуализировать контент, используйте картинки и изображения.
Видео урок составляется в соответствии со следующими требованиями:
- постановка цели занятия, задач и ожидаемых результатов (видео с комментариями преподавателя, крупным шрифтом на экране демонстрируется цель, задачи и ожидаемые результаты);
- объяснение нового учебного материала педагогом либо закрепление пройденного материала на предыдущих занятиях (видео с комментариями преподавателя, в титрах ф.и.о. педагога);
- учебные задачи, упражнения (активити) для закрепления полученных знаний (на экране крупным шрифтом 2-3 задания);
- рефлексия либо вопросы для закрепления с комментариями педагога (на экране крупным шрифтом 3-5 вопросов);
- дополнительные цифровые ресурсы по теме (на экране крупным шрифтом 1-2 цор с обязательным комментарием педагога по их использованию);
- ссылки на рекомендуемые дополнительные ресурсы для самостоятельного изучения студентами.
5 шаг. Проведение онлайн занятия.
Основное содержание онлайн занятия включает:
- вступление (приветствие, проверка качества сети и подключенных студентов, оглашение правил проведения занятия);
- презентация учебного материала;
- вопросы-ответы.
6 шаг. Закрепление изученного материала.
Все материалы размещаются на платформе онлайн ресурса и прикрепляются к каждой теме, доступны для скачивания и просмотра в любое время.
- Самостоятельная работа студентов в офлайн режиме
Самостоятельная работа студентов в офлайн режиме (СРС) проводится под руководством преподавателя с помощью онлайн ресурса (например, Google Classroom, PLATONUS, SOVA и др.), включает интерактивные консультации по всем учебным материалам дисциплины/модуля.
Обучающийся выполняет задания по СРС в сроки, указанные Плане занятий, оформляет их в виде файла и отправляет преподавателю на проверку. После проверки свои оценки можно увидеть в электронном журнале.
При наличии виртуальных лабораторных работ преподаватель высылает ссылку для их выполнения. Обучающийся дома самостоятельно выполняет расчеты и высылает их на проверку преподавателю на электронную почту или через вкладку электронного образовательного ресурса.
Консультации преподавателя – обязательное условие реализации дистанционной образовательной технологии. Преподаватель несет личную ответственность за проведение консультаций и организацию обратной связи со студентами.
Консультации при реализации образовательных учебных программ с применением ДОТ могут проводиться в различных формах:
- очные индивидуальные (по инициативе обучающего);
- дистанционные индивидуальные (по телефону, через e-mail, чат, форум);
- дистанционные групповые (через чат, рубрику FAQ - часто задаваемых вопросов на Web-сайте, в виде телеконференций).
Порядок самостоятельной работы студентов в офлайн режиме:
- Студент знакомится с содержанием учебного материала по дисциплине/модулю после проведения онлайн занятия, изучает основную и дополнительную литературу.
- Студент выполняет задание для текущего контроля. Задания для текущего контроля заключаются в ответах на вопросы для самоконтроля после каждого онлайн занятия и/или выполнении практических работ.
- Вопросы для самоконтроля приводятся, как правило, после каждой темы по дисциплине/модулю. Студент изучает учебный материал и отвечает на вопросы для самоконтроля. Если студент отвечает правильно, преподаватель ставит ему оценку.
Выполненные работы студенты отправляют через систему электронных журналов SOVA, в облако на почту, в WhatsApp или просто на почту преподавателя, там же получают комментарии преподавателя.
Примечание: работы сдаются в соответствии со сроками выполнения задания, которые устанавливает преподаватель.
- После изучения каждой дисциплины/модуля студент выполняет задания для промежуточной аттестации. Контроль заключается в прохождении теста и участии в форуме.
Форум также можно использовать для общения с преподавателем при возникновении затруднений или вопросов.
Примечание: порог прохождения тестирования устанавливается преподавателем.
- Контроль успеваемости обучающихся при ДОТ может проходить в форме тестовых заданий, ответов на вопросы, решения задач, обсуждения на форуме, выполнения других видов заданий.
Организация образования, реализующая ДОТ, должна организовать контроль успеваемости обучающихся в информационной системе, защищенной против подлогов, фальсификаций путем применения электронных методов ограничения доступа, методов независимой оценки, публичных защит работ в территориальных аттестационных комиссиях.
Организация образования ведет полный учет и архивное хранение результатов учебного процесса всех обучающихся с помощью образовательной компьютерной информационной системы и электронные личные дела обучающихся.