Учебный процесс в организациях ТиПО по дистанционной образовательной технологии (ДОТ) осуществляться по следующей схеме:
Подготовка учебно-методических материалов + Проведение онлайн занятия + Самостоятельная работа студентов в офлайн режиме + Контроль успеваемости обучающихся.
- Подготовка учебно-методических материалов
Учебно-методический материал состоит из теоретической и практической части.
Теоретическая часть может включает в себя:
- конспект лекций;
- презентации;
- учебное пособие;
- электронный учебник, видеоурок;
- дополнительные источники информации и т.п.
Практическая часть может включает в себя:
- задания;
- упражнения (тренинги);
- рефераты и т.п.
- Онлайн занятия (вебинары)
Онлайн занятия – это неотъемлемая составляющая образовательного процесса особенно в условиях, когда проведение очных занятий не представляется возможным. Технологии такого рода позволяют создать единую открытую образовательную среду и могут выполнять одновременно три функции: обучающую (содержание самого занятия), консультационную (режим чата) и контролирующую (режим опроса).
Онлайн занятия обладают рядом неоспоримых преимуществ перед другими формами занятий:
- преподаватель может использовать различные средства обучения: презентации, видеоуроки, интерактивные плакаты, веб-сайты и многое другое;
- сохраняется возможность живого общения между преподавателем и студентами;
- преподаватель может вести онлайн занятие из любого удобного для него места, а студенты «присутствовать» на нем в полном составе группы;
- преподаватель имеет доступ к записи онлайн занятия, которую может просматривать и пересматривать в удобное время и анализировать его с целью усовершенствования процесса преподавания таким способом. Студенты, которые пропустили занятия, могут ознакомиться с записью онлайн занятия в архиве образовательной платформы.
Онлайн занятия проводятся по утвержденному расписанию занятий с помощью онлайн ресурса (например, ZOOM, Скайп и др.). Для участия в онлайн занятиях обучающийся должен иметь компьютер, ноутбук, планшет или смартфон с камерой и микрофоном. Желательно использовать ноутбук. В смартфоне должен быть подключен Интернет и установлена программа WhatsApp.
Для проведения занятий необходимо предварительно создать в WhatsApp группу отдельно по каждой дисциплине/модулю для студентов. Группы нужны для проведения чатов и обмена информацией с преподавателем.
Приглашения на онлайн занятия в системе ZOOM, с указанием времени проведения, студенты получают через свой личный кабинет в системе электронных журналов «SOVA». Приглашения содержат в себе ссылку на онлайн занятия.
При проведении занятий на экране демонстрируются слайды презентации, видеоуроки и другие учебные материалы, а преподаватель озвучивает свои комментарии к ним. Обучающиеся все это видят и слышат на экране своего устройства.
Порядок проведения онлайн занятия:
1 шаг. Составление план онлайн занятия.
План обучения должен быть построен таким образом, чтобы студенты в конце занятия получили определенные навыки. Мотивировать студентов на переход к следующему занятию можно при помощи домашнего задания.
2 шаг. Техническая организация онлайн занятия.
Нужно выбрать площадку, на которой будет проводиться само мероприятие. Студентам должно быть удобно регистрироваться и участвовать на онлайн занятии.
3 шаг. Подготовка внешнего вида.
При подготовке внешнего вида учтите две рекомендации:
- веб-камера лучше передает монотонные расцветки. Избегайте узоров в мелкую полоску или клетку, они могут рябить;
- как правило, в кадр попадает только лицо и плечи выступающего.
Лучше всего подойдет деловой костюм без лишних деталей, аккуратная прическа. Остальные части гардероба менее важны.
4 шаг. Подготовка учебного материала для онлайн занятия.
При подготовке презентации для онлайн занятия учтите следующие особенности:
- старайтесь избегать мелкого текста на слайдах (не используйте шрифты меньше 16);
- не задерживайтесь на одном статичном слайде более двух-трех минут;
- смело используйте анимацию, чтобы оживить презентацию;
- нарисуйте или подчеркните что-то на слайде, это удобно и наглядно;
- на презентациях для вебинара допускается большее количество текста, чем на презентациях для «живых» выступлений: участники вебинара находятся ближе к изображению и уделяют ему больше внимания;
- старайтесь визуализировать контент, используйте картинки и изображения.
Видео урок составляется в соответствии со следующими требованиями:
- постановка цели занятия, задач и ожидаемых результатов (видео с комментариями преподавателя, крупным шрифтом на экране демонстрируется цель, задачи и ожидаемые результаты);
- объяснение нового учебного материала педагогом либо закрепление пройденного материала на предыдущих занятиях (видео с комментариями преподавателя, в титрах ф.и.о. педагога);
- учебные задачи, упражнения (активити) для закрепления полученных знаний (на экране крупным шрифтом 2-3 задания);
- рефлексия либо вопросы для закрепления с комментариями педагога (на экране крупным шрифтом 3-5 вопросов);
- дополнительные цифровые ресурсы по теме (на экране крупным шрифтом 1-2 цор с обязательным комментарием педагога по их использованию);
- ссылки на рекомендуемые дополнительные ресурсы для самостоятельного изучения студентами.
5 шаг. Проведение онлайн занятия.
Основное содержание онлайн занятия включает:
- вступление (приветствие, проверка качества сети и подключенных студентов, оглашение правил проведения занятия);
- презентация учебного материала;
- вопросы-ответы.
6 шаг. Закрепление изученного материала.
Все материалы размещаются на платформе онлайн ресурса и прикрепляются к каждой теме, доступны для скачивания и просмотра в любое время.
- Самостоятельная работа студентов в офлайн режиме
Самостоятельная работа студентов в офлайн режиме (СРС) проводится под руководством преподавателя с помощью онлайн ресурса (например, Google Classroom, PLATONUS, SOVA и др.), включает интерактивные консультации по всем учебным материалам дисциплины/модуля.
Обучающийся выполняет задания по СРС в сроки, указанные Плане занятий, оформляет их в виде файла и отправляет преподавателю на проверку. После проверки свои оценки можно увидеть в электронном журнале.
При наличии виртуальных лабораторных работ преподаватель высылает ссылку для их выполнения. Обучающийся дома самостоятельно выполняет расчеты и высылает их на проверку преподавателю на электронную почту или через вкладку электронного образовательного ресурса.
Консультации преподавателя – обязательное условие реализации дистанционной образовательной технологии. Преподаватель несет личную ответственность за проведение консультаций и организацию обратной связи со студентами.
Консультации при реализации образовательных учебных программ с применением ДОТ могут проводиться в различных формах:
- очные индивидуальные (по инициативе обучающего);
- дистанционные индивидуальные (по телефону, через e-mail, чат, форум);
- дистанционные групповые (через чат, рубрику FAQ - часто задаваемых вопросов на Web-сайте, в виде телеконференций).
Порядок самостоятельной работы студентов в офлайн режиме:
- Студент знакомится с содержанием учебного материала по дисциплине/модулю после проведения онлайн занятия, изучает основную и дополнительную литературу.
- Студент выполняет задание для текущего контроля. Задания для текущего контроля заключаются в ответах на вопросы для самоконтроля после каждого онлайн занятия и/или выполнении практических работ.
- Вопросы для самоконтроля приводятся, как правило, после каждой темы по дисциплине/модулю. Студент изучает учебный материал и отвечает на вопросы для самоконтроля. Если студент отвечает правильно, преподаватель ставит ему оценку.
Выполненные работы студенты отправляют через систему электронных журналов SOVA, в облако на почту, в WhatsApp или просто на почту преподавателя, там же получают комментарии преподавателя.
Примечание: работы сдаются в соответствии со сроками выполнения задания, которые устанавливает преподаватель.
- После изучения каждой дисциплины/модуля студент выполняет задания для промежуточной аттестации. Контроль заключается в прохождении теста и участии в форуме.
Форум также можно использовать для общения с преподавателем при возникновении затруднений или вопросов.
Примечание: порог прохождения тестирования устанавливается преподавателем.
- Контроль успеваемости обучающихся при ДОТ может проходить в форме тестовых заданий, ответов на вопросы, решения задач, обсуждения на форуме, выполнения других видов заданий.
Организация образования, реализующая ДОТ, должна организовать контроль успеваемости обучающихся в информационной системе, защищенной против подлогов, фальсификаций путем применения электронных методов ограничения доступа, методов независимой оценки, публичных защит работ в территориальных аттестационных комиссиях.
Организация образования ведет полный учет и архивное хранение результатов учебного процесса всех обучающихся с помощью образовательной компьютерной информационной системы и электронные личные дела обучающихся.
{/spoilers} {spoiler=Инструкция по созданию видеоурока}Некоммерческое акционерное общество «Talap» представляет инструкцию по созданию видео урока, разработанную с целью установления в дистанционном обучении взаимодействияпедагога и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее присущие учебному процессу компоненты и реализуемое с помощью интернет-ресурсов.
Если вы записываете видеоуроки для размещения в интернете, предлагаем Вам некоторые рекомендации по форме и содержанию.
- Коротко расскажите о себе, назовите ФИО, кем, где и как давно преподаёте данный предмет (или дать титры).
- Заранее продумайте и отрепетируйте свое выступление для обеспечения последовательности подачи информации.
- Обратите внимание на свой внешний вид (лучше всего подойдет деловой костюм без лишних деталей, аккуратная прическа).
- Длительность видео уроков не должна превышать 30 минут. Чем длиннее занятие, тем сложнее удержать внимание аудитории.
- В ходе съемки нужно смотреть прямо в камеру.
- Не надо читать бумажную копию своего текста перед камерой.
- Старайтесь говорить свободно, искренне, эмоционально.
- Обращайтесь почаще к аудитории, акцентируя внимание на важности усвоения материала.
- Освещение: располагайте объект съемки лицом к свету (к окну, например), чтобы черты были отчетливо видны на экране. Не снимайте напротив яркого фона или окна.
- В тексте избегайте сложных, труднопроизносимых слов, аббревиатур, чисел. Попробуйте заменить их или сказать то же, но по-другому. Если Вы не знаете, как правильно поставить ударение, лучше исключите проблемное слово.
- Устраните лишний шум за кадром (шум от детей, от бытовой техники, с улицы, лай собаки и т.д.).
- Зафиксируйте камеру, чтобы не было колебаний.
- Не делайте лишних жестов! Выберите позицию, в которой Вам удобно говорить, и Вы чувствуете себя спокойно.
- Будьте уверены в себе и всё получится!
Видео урок (видео инструкция или скринкаст) – это запись информации с экрана компьютера, обычно сопровождаемая закадровым голосом, комментирующим происходящее. Видео уроки используются как один из способов обучения и донесения определенной информации.
Структура видео урока (продолжительность - до 30 мин)
На экране: наименование колледжа, название дисциплины/модуля, темы занятия.
Видео урок включает проведение нескольких этапов:
- Постановка цели занятия, задач и ожидаемых результатов (видео с комментариями преподавателя, крупным шрифтом на экране демонстрируется цель, задачи и ожидаемые результаты - 3 минуты);
- объяснение нового учебного материала педагогом либо закрепление пройденного материала на предыдущих занятиях (видео с комментариями преподавателя, в титрах Ф.И.О. педагога) - 5 минут;
- учебные задачи, упражнения (активити) для закрепления полученных знаний (на экране крупным шрифтом 2-3 задания) – 10 мин;
4) рефлексия либо вопросы для закрепления с комментариями педагога (на экране крупным шрифтом 3-5 вопросов) – 8 минут;
5) дополнительные цифровые ресурсы по теме(на экране крупным шрифтом 1-2 ЦОР с обязательным комментарием педагога по их использованию) – 3 минуты;
6) ссылки на рекомендуемые дополнительные ресурсы для самостоятельного изучения студентами - 1 минута.
7) Обратная связь обучающихсяс педагогом может осуществляться через все возможные и доступные виды связи: мессенджеры WhatsApp, telegram, Skipe, Instagram, e-mail и др. (в титрах видео необходимо указывать контактный телефон и электронный адрес почтового ящика педагога).
Для проведения дистанционного обучения рекомендуется использование следующих технологий:
- Streaming, Платформы: Bilimland.kz, sabak.kz, aitube.kz, youtube.com и приложения Zoom, Skype, Moodle, Opiq.kz и др. Используя данные платформы,можно организовать трансляции видеоуроков по предметам/модулям.
- Облачные сервисы: GoogleDrive, YandexDisk, Mail.ru Disk, Dropbox и др.
- На сайте НАО «Talap» www.kasipkor.kz будут размещены разработанные видео уроки на казахском/русском языке.
Педагогическая практика в условиях ДОТ
На формы и методы образовательного процесса непосресредственно влияет компьютеризация, развитие электронных сетей и мультимедийных средств обучения. Дистанционное обучение требует систематического взаимодействия преподавателя и обучающихся, но акцент делается на самостоятельную работу студентов и опирается на личностно- ориентированный, деятельностный подходы к дозированно излагаемому материалу.
Сценарий дистанционного занятия (вебинар, веб-квест, семинар, конференция и т.д.) может быть представлен в форме технологической карты (в которой могут быть прописаны методическая структура занятия, распределение времени занятия, основные задания, требования к ответам, критерии оценки ответов, время выполнения заданий и т.д.) и зависит от типа дистанционного занятия (изучение нового материала, лабораторная или практическая работа, повторение, углубление, контроль знаний и т.д.).
Например, технологическая карта теоретического занятия:
№ |
Этапы занятия |
Задание |
Требования к заданиям |
Критерии оценивания |
Время, выделяемое для выполнения задания |
I |
Организационный |
||||
II |
Мотивация учебной деятельности |
||||
III |
Активизация мыслительной деятельности студентов |
||||
IV |
Изучение нового материала. |
||||
V |
Закрепление нового материала. |
||||
VI |
Рефлексия |
||||
VII |
Подведение итогов |
||||
VIII |
Домашнее задание |
Например, технологическая карта практического занятия:
№ |
Этапы занятия |
Задание |
Требования к заданиям |
Критерии оценивания |
Время, выделяемое для выполнения задания |
I |
Организационный этап. Мотивация учебной деятельности. |
||||
II |
Активизация мыслительной деятельности студентов |
||||
III |
Систематизация и закрепление темы |
||||
IV |
Практическая работа |
||||
V |
Рефлексия |
||||
VI |
Подведение итогов |
||||
VII |
Домашнее задание |
Дистанционное обучение – это новая информационно-образовательная среда, в которой есть особенные навыки организации учебно-познавательной деятельности обучающихся и создания учебно-методических комплексов. Преподаватель выполняет такие функции, как организаторская, информационная, коммуникативная, развивающая.
Для качественного обучения можно использовать кейс-технологии, ТВ-технологии, асинхронные, синхронные сетевые технологии и др., предполагающие большую самостоятельность обучающихся в учебной деятельности. Для успешной учебы студентов необходимы учебные пособия, которые должны отличаться четкостью изложения, наглядностью материала и оптимальной краткостью. Но при применении любой технологии основу учебного процесса составляет контролируемая преподавателем самостоятельная работа.
Для повышения профессиональных навыков в области использования дистанционных образовательных технологий предлагаем рубрику «Педагогическая практика в условиях ДОТ».
Дополнительная литература
- Инновации в образовании: дистанционное обучение: методическое пособие / И.Б. Мылова, В.Л. Матвеев, А.И. Мочкина, Т.М. Прокофьева; под ред.: И.Б. Мыловой. – СПб.: СПбАППО, 2009. – 99 с.
- Интерактивные технологии в дистанционном обучении. [Электронный ресурс]: Электронное учеб.-метод. пособие – А. В. Сарафанов, А. Г. Суковатый, И. Е. Суковатая и др. Электрон. дан. (25 Мб). – Красноярск: ИПЦ КГТУ. 2006. 1 электрон. опт. диск (CDROM).
- Мицель, А. А. Дистанционное образование как составляющая процесса формирования единого образовательного пространства / А. А. Мицель, Е. В. Молнина // Открытое образование. – 2006. – № 2. – С. 59–65.
- Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации / А.В. Осин. − М.: Ритм, 2005.
- Педагогам о дистанционном обучении / Под общей ред. Т.В. Лазыкиной. Авт.: И.П. Давыдова, М.Б. Лебедева, И.Б. Мылова и др. – СПб: РЦОКОиИТ, 2009. – 98 с.
- Полат Е.С. Понятийный аппарат дистанционного обучения / http://sputnik.mto.ru/Docs_30/Ped.journal/Vio/cd_site/Articles/art_1_21.htm
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева. – М.: Академия, 2004.
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров. А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие/ под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2007.
- Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: уч. пос. для студ. высших учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
{pdf}images/files/lekciya1.pdf|app:adobe{/pdf}
{pdf}images/files/ysloviya-realizacii-obrazovatelinyh-problem.pdf|app:adobe{/pdf} {pdf}images/files/trebovaniya-k-diplomnoy-rabote.pdf|app:adobe{/pdf} {/spoilers}